Приветствую Вас Гость | RSS

it-pravo.info

Понедельник, 29.04.2024, 12:21
Главная » 2012 » Январь » 16 » Запрет демонстрации сцен насилия на телеэкране с точки зрения законодательства в России и за рубежом
18:53
Запрет демонстрации сцен насилия на телеэкране с точки зрения законодательства в России и за рубежом
Что случилось?

Государственная Дума РФ 10 ноября 2004 года единогласно приняла в первом чтении законопроект, направленный на ограничение показа на телевидении сцен насилия и жестокости. За него проголосовали 420 депутатов.

Это произошло несмотря на возражения представителя правительства в Госдуме Андрея Логинова. Он утверждал, что предлагаемые нормы уже урегулированы в действующих законах, в том числе в законе «О СМИ».

Проект предлагает дополнить статью 4 («Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации») Закона РФ «О средствах массовой информации» новым абзацем следующего содержания: «Запрещается в период с 7 часов утра до 22 часов вечера распространение в теле-, видео-, кинохроникальных программах и демонстрация в телевизионных фильмах и кинофильмах трупов людей, сцен убийства, нанесения побоев, причинения тяжкого, средней тяжести и легкого вреда здоровью, изнасилования и иных насильственных действий сексуального характера».

Принятие поправки вызвало шумные протесты руководителей СМИ и общественных деятелей, утверждавших, что депутаты «сбрендили», а законопроект представляет собой неоправданное ограничение свободы массовой информации.

В связи с вышеизложенным, Институт проблем информационного права предлагает следующий комментарий.

«Культ насилия и жестокости»

На первый взгляд, представитель правительства в Госдуме прав, утверждая, что указанные отношения уже урегулированы действующим законодательством.

Однако на практике г-н Логинов заблуждается. И вот почему.

Закон «О СМИ» всё в той же 4-й статье действительно запрещает «использование средств массовой информации <…> для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости». Во время принятия указанного закона (1991 год) эта норма вторила статье 228.1 тогдашнего Уголовного кодекса. Что интересно, сама эта статья УК РСФСР («Изготовление или распространение произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости») была введена на волне борьбы с «засильем низкопробной видеопродукции» Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 августа 1986 года. Статья 228.1 гласила:

«Изготовление, распространение, демонстрация или хранение с целью распространения или демонстрации кино- и видеофильмов или иных произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости, —

наказываются лишением свободы на срок до двух лет, или исправительными работами на тот же срок, или штрафом до трех минимальных месячных размеров оплаты труда, с конфискацией произведений и средств их изготовления и демонстрации».

Заметим, что по данным Верховного Суда РФ, за период с 1991 по 1996 годы всеми российскими судами был вынесен лишь один (!) обвинительный приговор по этой статье. А с 1 января 1997 года УК РСФСР и вовсе утратил силу. Новый, действующий Уголовный кодекс РФ подобной нормы уже не содержит.

В 1992 году были приняты Основы законодательства Российской Федерации о культуре (закон № 3612-1), в соответствии с которыми допускается возможность вмешательства государства в творческую и культурную деятельность в случае, если, например, такая деятельность ведет к пропаганде насилия и жестокости (статья 31). Во исполнение этой нормы в 2001 году был подписан Приказ Министерства культуры РФ № 192 «Об утверждении Руководства по возрастной классификации аудиовизуальных произведений, положения и состава Межведомственной конфликтной комиссии по возрастной классификации аудиовизуальных произведений». Этот приказ запрещает демонстрацию фильмов, пропагандирующих войну, насилие и жестокость.

Однако не секрет, что нормы о запрете пропаганды культа насилия и жестокости, установленные во всех приведённых выше актах, в условиях отсутствия «подпорки» в Уголовном кодексе фактически не работают. Как карать за их нарушение, как их толковать — неизвестно. Не случайно, что существующий Комментарий к Закону «О СМИ» обходит этот вопрос полным молчанием.

«Антидемократичность» ограничений

Можно спорить по поводу точности формулировок предложенной поправки в Закон «О СМИ», доводить их до совершенства. Видимо, необходимо исключить из сферы ограничений такие телепрограммы, которые передаются закодированным способом, так как родители в состоянии ограничить к ним доступ своих детей. Можно было бы предложить использовать в законопроекте апробированные нормы упомянутого Руководства Минкультуры («неоправданные подробности сцен садизма и чрезмерного насилия и жестокости, особенно в отношении детей и животных, содержащие сцены расчленения жертв, истязаний, уничтожения людей особо изуверскими способами; крупные продолжительные планы истерзанных людей и животных; насилие над трупами; сцены, содержащие детализированные инструкции или поощрения к преступлению и насилию, а также к злоупотреблению наркотическими веществами; методы изготовления и применения оружия и приспособлений для пыток» и др.).

При этом Институт проблем информационного права хотел бы отметить, что сама инициатива ограничить показ сцен насилия и жестокости полностью находится в русле требований, предъявляемым телерадиовещателям в цивилизованных странах Запада. Более того, отсутствие данной нормы в отечественном законодательстве нарушает обязательства, взятые Российской Федерацией при вступлении в 1998 году в Совет Европы.

Статья 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 года) позволяет вводить ограничения и санкции в сфере свободы слова и прессы для охраны нравственности, если эти ограничения предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе.

Европейская Конвенция по трансграничному телевидению — основной документ Совета Европы в данной сфере, содержит следующее требование (статья 7): «Все программы, которые могут нанести вред физическому, умственному или нравственному развитию детей и подростков, не должны транслироваться в тот период времени, когда они могли бы их смотреть».

Страны Европейского Союза идут здесь ещё дальше. Директива ЕС о телевидении без границ (1989 года) предписывает (в статье 22) государствам-участникам Евросоюза принимать специальные меры для обеспечения такого запрета, особенно в отношении тех программ, которые содержат «беспричинное насилие». Когда же эти программы появляются в ночном эфире, государства «должны гарантировать, что им будет предшествовать звуковое предупреждение, либо наличие визуального предупреждения на протяжении всей трансляции».

Эти и схожие (порой, более жёсткие) нормы давно вошли и в национальное законодательство цивилизованных стран.

В соответствии с параграфом 131 Уголовного кодекса ФРГ, к уголовной ответственности привлекается лицо, которое распространяет или передаёт материалы, производит информационные носители, которые «демонстрируют жестокое или бесчеловечное насилие над людьми или животными». Состав преступления, однако, отсутствует, если в этих действиях усматривается цель информирования о текущих или исторических событиях.

Практически во всех странах Европы существует запрет на показ сцен насилия (наряду с эротикой) в дневные часы. В той же Германии запрет на показ программ, не разрешённых для показа детям до 16 лет, действует с 6 до 23 часов, в Грузии запрет на показ передач, не предназначенных для лиц моложе 18 лет, действует с 7 до 24 часов и т.п. В случае Грузии речь идёт о фильмах, в которых есть сцены, содержащие насилие.

В свою очередь, закон Латвии «О телерадиовещании» (1995 года) устанавливает (статья 18): «В период с 7.00 до 22.00 не разрешается распространять передачи, содержащие физическое или психологическое насилие (в визуальной или словесной форме), кровавые или ужасные сцены, а также сцены, связанные с употреблением наркотиков. В текстах передач не должно быть грубых и неприличных выражений, а также намёков на действия сексуального характера. Данное положение не распространяется на кабельное телевидение, если используются технические средства блокирования».

Закон Украины «О защите общественной морали» (2003 года) запрещает производство и распространение продукции, которая «пропагандирует изуверство, кощунство, неуважение к национальным и религиозным святыням; унижает личность, является проявлением издевательства по поводу физических недостатков (увечий) над душевнобольными, пожилыми людьми; пропагандирует невежество, неуважение к родителям; пропагандирует наркоманию, токсикоманию, алкоголизм, табакокурение и другие вредные привычки» (статья 2). Для остальной продукции Национальный Совет Украины по вопросам телерадиовещания разработал систему маркировки по различным возрастным категориям, на практике применяемую всеми телепрограммами страны.

Ограничения, действующие в мусульманских странах, носят ещё более строгий характер.

Таким образом, на фоне правил, существующих в мире, Россия остаётся островом вседозволенности и аморальности на телевидении. Ввиду полного отсутствия ясного саморегулирования и самоограничений самих телерадиовещателей при показе сцен насилия и жестокости, с учётом роста нареканий со стороны зрителей, единодушие законодателей при голосовании за предложенный, вполне соответствующий демократическим западным стандартам, законопроект нисколько не удивляет. Удивляет агрессивно-негативная реакция на него обычно числящих себя «демократами» и «западниками» медиа-деятелей и общественных лиц.


Просмотров: 1163 | Добавил: sasha_grachov | Теги: сми, Насилие, жестокость | Рейтинг: 0.0/0