Если верить крылатому изречению Ленина, то важнейшим из искусств в
Советской России являлось кино. Остряки, правда, прибавляют «… и цирк»,
но вождь пролетариата, скорее всего, такого не говорил. Однако, в России
современной, с распространением дешевых цифровых фотоаппаратов, на роль
«важнейшего из искусств», похоже, начинает претендовать еще и
фотография. Фотоаппаратом, конечно, можно снимать и видео, но получается
почему-то не у всех. Как любят говорить фотографы, «снимает не
фотоаппарат, а человек». Так что сделать эпохальный кадр теоретически
можно даже на камеру мобильного телефона. В связи с этим вопрос о том,
какие правоотношения возникают в связи с фотографированием, а также о
том, как защитить свои права на снимок, волнуют все большее количество
фотографов. Давайте поговорим о них.
Право на фото
Фотография относится к одному из самых молодых видов исскуства.
Более-менее массовые масштабы фотографирование приобрело только в
последние сотню лет, в то время, как его собрат, кино, так до сих пор и
остается недоступным для широкого круга режиссеров. Правда, в последнее
время положение меняется: на домашних компьютерах можно делать
«киношные» спецэффекты, весьма похожие на те, что использовались в
«большом» кино лет десять назад. Но самой трудной частью съемок фильма
остается организационная: подбор актеров, написание сценария, постановка
сцен и тому подобные занятия. Немногочисленные энтузиасты, снимающие на
медные деньги, это правило подтверждают, даже если получают какие-то
призы на кинофестивалях и бывают замечены критиками. Поскольку кино и
фотография относятся к «молодым» искусствам, то и в охране их копирайтом
есть послабления.
Бернская конвенция,
которая является основным международным актом в этой области,
устанавливает для кинофильмов и фотографий сокращенные сроки охраны:
"(1) Срок охраны, предоставляемой настоящей Конвенцией, составляет все время жизни автора и пятьдесят лет после его смерти.
(2) Однако для кинематографических произведений страны Союза вправе
предусмотреть, что срок охраны истекает спустя пятьдесят лет после того,
как произведение с согласия автора было сделано доступным для всеобщего
сведения, либо — если в течение пятидесяти лет со времени создания
такого произведения это событие не наступит — что срок охраны истекает
спустя пятьдесят лет после создания произведения.…
(4) Законодательством стран Союза может определяться срок охраны
фотографических произведений и произведений прикладного искусства,
охраняемых в качестве художественных произведений; однако этот срок не
может быть короче двадцати пяти лет со времени создания такого
произведения."
Не стоит забывать, что конвенция датируется 1886 годом, когда массовой
фотографии и киносъемки просто не было: неудивительно, что к их охране
авторы Конвенции отнеслись менее строго, чем к охране остальных
произведений. Но даже эти номинальные послабления на практике не
применяются: и в
законе «Об авторском праве и смежных правах», и в
четвертой части Гражданского кодекса РФ срок охраны любого произведения установлен в стандартные семьдесят лет после смерти автора.
Один из наиболее часто задаваемых вопросов, связанных с фотографиями – о
том, «как защитить свои права», если эти фотографии были кем-то
позаимствованы. Наиболее последовательные «защитники прав» интересуются,
как сделать так, чтобы фотографии вообще «никто не украл», но ответ на
него будет предельно прост: не нужно никому показывать фото, и тем более
– выкладывать их в интернет. Что же касается возможных разбирательств
по поводу заимствования ваших произведений, то основной проблемой в них
будет доказательство того, что ваше фото незаконно использовано именно
ответчиком. Если речь идет об использовании в интернете, то доказать это
будет нетривиальной задачей: наши суды очень неохотно исследуют
«цифровые» доказательства. Трудности может представлять и доказательство
вашего авторства в том случае, если фотография или видеозапись
существуют только в виде файла и нигде не публиковались «на бумаге». В
общем случае доказать, что именно вы являетесь автором, можно,
предоставив в суд либо фотографии в высоком разрешении, либо во
«внутреннем» формате фотоаппарата (RAW).
Для такого доказывания могут использоваться и подготовительные
материалы, которые получаются при создании произведения, например,
неотредактированные видеоматериалы до их монтажа. Факт нарушения ваших
прав в интернете можно задокументировать с помощью нотариуса, которому
Основами законодательства
«О нотариате» разрешено производить обеспечение доказательств. Как
правило, для интернет-сайтов это заключается в осмотре нотариусом
определенных страниц с составлением протокола такого осмотра. Однако, на
практике связываться с интернетом большинству нотариусов не хочется,
так что найти среди них такого, который согласится этим заниматься,
очень непросто. В любом случае, для того, чтобы определить, какие
действия нужно предпринимать для защиты своих прав, нужно исследовать
конкретную ситуацию, а не давать абстрактные советы.
«Проконсультируйтесь с юристом» – самая уместная рекомендация.
Творчество в фотографии
Не так давно мы
обсуждали
вопрос о том, какое значение имеет творческая деятельность при
определении того, охраняется ли произведение авторским правом. Так вот,
фотография и видеосъемка – это как раз те сферы, в которых возможно
существование «нетворческих» фото- и видеозаписей, которые копирайтом
охраняться не будут. Например, именно такой характер имеет фотосъемка на
документы. Ее задача – простая фиксация внешнего вида обладателя
документа, для возможного установления его личности. Требования к таким
фотографиям, как правило, строго определены в нормативных актах или
общеприняты. Так что для творчества у фотографа места уже не остается.
Другой пример «нетворческой» съемки – это разного рода камеры
наблюдения, в изобилии расставленные по российским улицам и автострадам.
Их функция – тоже чисто информационная, да и задача того, кто
устанавливает камеру, заключается только лишь в выборе нужного ракурса.
Результат такой съемки тоже носит скорее информационный характер. Кроме
того, «нетворческими» могут быть и другие фотографии, в зависимости от
цели их изготовления. Например, фоторепродукция какой-либо картины
делается для того, чтобы просто зафиксировать ее внешний вид, и поэтому
тоже может считаться «информационным материалом». Такая фотография не
порождает у ее создателя авторских прав, в соответствии со статьей
1228
ГК РФ: «Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности
граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого
результата, в том числе оказавшие его автору только техническое,
консультационное, организационное или материальное содействие или помощь
либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его
использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением
соответствующих работ.»
В данном случае роль фотографа сводится только к техническому содействию
по фиксации внешнего вида произведения. Однако, если происходит съемка
трехмерного предмета, то деятельность фотографа по выбору ракурса и
установке света может носить творческий характер. Как уже говорилось в
предыдущей статье, установить наличие или отсутствие творчества можно
только в каждом конкретном случае, исследуя конкретное произведение.
При видеосъемке возникает еще один нюанс. Дело в том, что авторами
«аудиовизуального произведения», то есть, фильма, в соответствии со
статьей
1263
ГК РФ, являются режиссер-постановщик, автор сценария и композитор,
написавший музыку специально для фильма. Но в простейших видеороликах,
снятых одним человеком, нет ни постановщика, ни автора сценария,
поскольку они, в большинстве своем, просто фиксируют события,
происходящие вокруг оператора. Композитора у подавляющего большинства из
них тоже нет. Поэтому возникает вопрос: а являются ли такие ролики
«аудиовизуальными произведениями»? Вопрос относится к числу спорных:
кто-то считает, что режиссура при их создании заключается в выборе при
съемке объектов, которые попадут в кадр. Кое-кто говорит, что «режиссер»
должен быть еще и «постановщиком», а никакой постановки в подобных
случаях не происходит. Впрочем, перечень «произведений», которые
охраняются авторским правом, в законе указан не исчерпывающий, так что
эти ролики все равно могут попадать под охрану, но «аудиовизуальными
произведениями» они не будут.
Право на собственное изображение
Заслуживает внимания и вопрос о том, какие проблемы могут возникнуть на
этапе съемки, из-за того, что попадет в кадр. Один из «камней
преткновения» – это изображения людей. Сплошь и рядом герои фотографий и
видеозаписей «наезжают» на фотографов, требуя удалить фото. Мотивируют
они это «правом на свое изображение». Оно закреплено в статье
152.1
Гражданского кодекса РФ и отнесено к числу так называемых
«нематериальных благ». Раньше, в ГК РСФСР 1964 года, соответствующая
статья была в той его части, в которой говорилось об авторских правах,
так что многие продолжают по инерции считать это право относящимся к
копирайту. Но это уже не так.
Право это предполагает согласие лица, изображенного на фотографии или в
видеозаписи, давать свое согласие на публикацию и дальнейшее
использование своего изображения. Однако, из этого общего принципа есть
три исключения. Во-первых, «согласия не требуется в том случае, когда
такое использование осуществляется в государственных, общественных или
иных публичных интересах». Это, пожалуй, самое неочевидное исключение. В
одном из
постановлений
Пленума Верховного суда, касающемся применения закона «О средствах
массовой информации» разъясняется, что такое «общественный интерес»: «К
общественным интересам следует относить не любой интерес, проявляемый
аудиторией, а, например, потребность общества в обнаружении и раскрытии
угрозы демократическому правовому государству и гражданскому обществу,
общественной безопасности, окружающей среде.»
Второй случай, когда разрешение получать не нужно – когда изображение
лица получено при съемках в общественном месте или при проведении
публичного мероприятия, за исключением случаев, когда человек является
«основным объектом изображения». Проще говоря, если на снимке изображена
группа лиц, или кто-то посторонний попал в кадр – спрашивать у всех
изображенных разрешения вовсе не обязательно.
Ну и, наконец, третий случай – когда изображенный человек позировал за
плату. Естественно, для того, чтобы это подтвердить, может понадобиться
договор с моделью. Зарубежные фотобанки требуют такие договоры в
обязательном порядке, если на фото кто-то изображен.
Свободу панораме!
Кроме того, проблема фотографа может подстерегать в самом неожиданном
месте: при фотосъемке городских пейзажей. Связана она с так называемой
«свободой панорамы», то есть, правом свободно использовать изображения
архитектурных сооружений и прочих городских построек, которые находятся в
общественных местах, либо видны оттуда. Статьей
1276
Гражданского кодекса РФ такое право дается с ограничениями. Без
разрешения правообладателя можно делать изображения произведений
искусства, находящихся в местах, открытых для свободного посещения, а
также передавать такие изображения в эфир или по кабелю.
Однако, есть два исключения. Во-первых, как и в случае с человеком,
такое произведение искусства не должно быть основным объектом
изображения. То есть, норма расчитана на случайное попадание зданий в
кадр, как только вы начинаете снимать конкретное здание, то можете
нарушить авторские права его архитектора. Во-вторых, полученные
изображения пейзажей запрещено использовать «в коммерческих целях»,
причем независимо от того, «основным объектом» на фотографии оно
является, или нет. Это, как вы понимаете, тут же делает незаконным, к
примеру, выпуск открыток с городскими пейзажами. Вдобавок, разрешено
законом только «воспроизведение», то есть, изготовление экземпляров, а
их распространение в законе не упоминается. Правда, если вы
фотографируете «для себя», то на вас ограничения статьи 1276 не
распространяются. Однако, уже публикация в интернете – это «доведение до
всеобщего сведения», которое также законом не разрешено. В общем,
трудно представить более глупый запрет. Последние
планируемые изменения
в Гражданский кодекс, похоже могут решить проблему: планируется
разрешить свободное распространение фотографий и видеозаписей с
памятниками, зданиями и произведениями декоративно-прикладного
искусства, находящимися в местах, открытых для свободного посещения. Как
говорится, давно пора.
Источник:
http://blog.pravo.ru/blog/copyrights/1095.html