Приветствую Вас Гость | RSS

it-pravo.info

Понедельник, 29.04.2024, 17:24
Главная » 2012 » Январь » 16 » Шрифт как объект авторского права
13:25
Шрифт как объект авторского права
Странно звучит именно заголовок статьи «шрифт» и «авторское право». Однако, как бы странно это ни было, но действующее российское законодательство не исключает распространения общего режима защиты объектов авторского права в том числе и на шрифты. Разберемся с этим подробнее.

Как известно, русский алфавит был разработан на основе старославянского, то - святыми Кириллом и Мефодием на основе греческого, а греческий, в свою очередь - на основе финикийского. Однако алфавит означает лишь написание самих букв, их схематическое изображение (а, б, в ...) Кроме этого каждая буква может быть изображена по-разному. Например, те же древнерусские рукописи украшались затейливыми «буквицами» в начале абзаца или главы, откуда и пошло название «с красной строки»; специалисты могут определить по типу рукописных букв дату написания документа на русском языке с точностью до четверти века. Отличаться может и изображение обычных букв. Открыта Интернет-энциклопедия «Википедия» определяет шрифт как «графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему» ​​1 Аналогичным образом определяют шрифт Большая Советская Энциклопедия (графическая форма знаков алфавитной системы письма) и Толковый словарь Ушакова (полный комплект печатных букв определенного рисунка) 2. Существование печатного алфавита, во всяком случае доступного для восприятия читателем, без шрифта немислимо3. Очевидно, что у каждого графического рисунка есть автор и само определение шрифта неизбежно ставит вопрос об авторстве этого рисунка.

Согласно п. 1 ст. 1259 ГК РФ объектом авторского права являются произведения графики и дизайна. Несомненно, что шрифт представляет собой произведение графики, причем как в отношении конкретной буквы, так и по набору букв в целом. Поскольку понятие «дизайна» в законодательстве не раскрыто, а словоупотребление его еще не имеет устоявшегося значения, и под ним можно понимать как порядок расстановки мебели в помещении, так и внешний вид любой вещи, можно признать шрифт также «произведением дизайна», как бы дико с точки зрения русского языка это ни звучало4.

При такой трактовке шрифт оказывается обычным объектом авторского права, на него распространяются все требования о необходимости наличия договора на использование и воспроизведение шрифта в печатных изданиях. В целом, с этим можно согласиться: издательства и типографии должны платить авторам за разработанные ими шрифты (гарнитуры) или разрабатывать собственные.

Однако развитие техники обусловило столь широкое распространение сферы использования печатных средств, по сути дела шрифт превратился в алфавит. Множество людей в своей повседневной практике уже не пишут тексты «от руки», а пользуются для этого персональными компьютерами. Автору данного текста приходится использовать ручку только для того, чтобы поставить подпись на документе, распечатанном на принтере. И хотя в сознании мы используем прежнему алфавит, перед своими глазами мы видим теперь не рукописный текст, а набор букв, выполненных в виде определенного шрифта, когда разработанного каким художником. Более того, из-за того, что, как мы писали выше, наш алфавит невозможно представить себе в печатном виде вне любого шрифта, получается, что мы не можем написать что-нибудь на компьютере, а тем более - распечатать на принтере, не затрагивая чьих авторских прав.

Ситуация осложняется и еще некоторыми обстоятельствами. Шрифты в существующих операционных системах - это не просто набор знаков, которые мы можем произвольно менять. Каждый шрифт представляет собой небольшую программу, которая, например, в Microsoft Windows XP устанавливается в определенную папку («Fonts»). Таким образом, шрифт становится объектом авторского права не только в качестве произведения графики, но и в качестве программы для ЭВМ. Наконец, ввиду некоторых правовых проблем в США (о которых ниже), производители шрифтов стали регистрировать их в качестве торговых знаков, еще раз «закрепляет» права правообладателя на шрифт уже на уровне охраны промышленной собственности.

Например, всем известный и любимый университетскими кафедрами шрифт Times New Roman является зарегистрированной торговой маркой, принадлежащей «The Monotype Corporation» (США) 5.

В лицензии на операционную систему Windows XP ни слова не сказано о передаче прав на шрифты. Довольно туманно описывается этот вопрос и на официальном сайте Microsoft («... шрифты лицензируются в их производителей ...»). В любом случае шрифты, поставляемые вместе с операционной системой или любыми программными продуктами Майкрософт могут использоваться только в этих программах 6.Однозначно незаконно использование шрифта «Verdana», права на который принадлежат Microsoft, при просмотре документов, скажем, в программе «Консультант Плюс», если эта программа используется вне операционной системы «Windows», например, через соответствующие эмуляторы, в Linux. В отношении шрифтов других производителей Майкрософт подчеркивает, что лицензия не дает прав на сублицензирование, и для использования в каждом конкретном случае необходимо обращаться к производителю шрифта. Соответственно, воспользоваться все тем же шрифтом «Times New Roman» можно только после получения согласия его правообладателя.

Из-за этих проблем создатели операционной системы «Red Hat Enterprise Linux» или «Fedora» 7 были вынуждены заключить договор о приобретении прав на шрифты, внешне схожие с Times New Roman (в настоящее время эти шрифты доступны под названием «Liberation»). Компания «SourceForge», которая разрабатывает элементы операционных систем и программного комплекса «Openoffice.org» 8, пошла другим путем, разработав собственные шрифты, которые доступны для использования по лицензии «OFL» - open font licension, открытая лицензия на шрифт, допускающей его безоплатневикористання, модификацию и распространение. Внешне эти шрифты (они называются «Linux Libertine Open fonts» 9) также отдаленно напоминающие распространенные Arial и Times New Roman, но, видимо, их авторы нашли способы внести в них какие-то отличия от обычных буквенных рисунков.

Как мы видели выше, названия многих шрифтов зарегистрированы в качестве торговых марок. Это касается наиболее известных шрифтов, таких как «Times New Roman", "Palatino Linotype", "Arial", "Courier" - все эти марки принадлежат компании «Monotype Corporation» (США) 10. Регистрация гарнитуры в качестве торгового обозначения неслучайна. Дело в том, что в отличие от российского законодательства п / п «e» ст. 202.1 Code of Federal Regulation США11 прямо исключает из числа объектов авторского права (copyright) шрифты, а п / п «a» той же статьи исключает также варианты печатных орнаментов, буквенных оформлений и расцветок. Следует отметить, что такое решение не снимает проблемы использования шрифтов в компьютерных программах, в которых, как мы видели ранее, шрифты представлены не просто набором знаков, а в виде своего рода программных продуктов, а последние из числа объектов авторского права американским законодательством не исключены.

Представляется, что исключение как шрифтов, так и программ для их отображения и хранения из числа охраняемых законом объектов интеллектуальной собственности является разумным с точки зрения баланса частных и публичных интересов. В противном случае все пользователи шрифтов оказываются в зависимости от пожеланий автора шрифта, имеет право, например, запретить использовать его для определенных документов или книг, ограничивать с их помощью использования программ конкурентов. Тем более, что действующее законодательство и в настоящее время особым образом регулирует использование объектов авторского права в зависимости от использованного при его изготовлении шрифта. Согласно п / п. 6 п. 1 ст. 1274 ГК РФ без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается некоммерческое воспроизведение произведений рельефно-точечным шрифтом.

Не исключен и такой вариант регулирования использования шрифтов, как их стандартизация. В настоящее время действует только один государственный стандарт, определяющий написания шрифтов - ГОСТ 2.304-81. «Единая система конструкторской документации. Шрифты чертежные »(утв. Постановлением Госстандарта СССР от 28.03.1981 № 1562) в ред. от 22.06.2006. Как видно из названия стандарта, он касается лишь чертежных шрифтов, которые, конечно, использовать в обычной практике сложно. Включения шрифтов в технический регламент в соответствии со ст. 44 Федерального закона «О техническом регулировании» 12 позволило бы превратить их в общедоступный объект. Как указывает Я.Е. Труда в комментарии к упомянутому закону, «технический регламент не является объектом авторского права, поскольку относится к официальным документам» 13.

Для организаций можно рекомендовать более широкое внедрение в свою практику шрифтов с OFL, чтобы избежать претензий правообладателей коммерческих шрифтов. В настоящее время существует немало таких гарнитур, распространяющиеся бесплатно, например, интересный и красивый шрифт Old Standart14, включающий не только обычную кириллицу, но и знаки дореволюционной орфографии, греческие, латинские, английские и многие другие знаки, включая диакритические. К сожалению, внедрение осложняется как низкой правовой культурой пользователей, которые не привыкли платить за программное обеспечение вообще, не говоря уже о шрифтах, так и техническими проблемами. Например, текст, напечатанный шрифтом в документе, будет «читаться» пользователем на другом компьютере только в том случае, если на нем установлен этот же шрифт.

Конечно, производители и продавцы шрифтов могут выступать против как OFL, так и против непризнания за шрифтами свойств объектов авторского права. Однако необходимо учитывать, что речь идет в первую очередь о распространенных, общедоступных шрифтах, которые необходимы сейчас каждому пользователю персонального компьютера. Стандартизация таких шрифтов вовсе не исключает возможности художников создавать новые шрифты, конечно, с возникновением у них прав на эти новые объекты в общеустановленном порядке.

Пока же, если пользователь желает легально работать с распространенными шрифтами, ему придется покупать лицензию на них в правообладателя. Например, лицензия на 5 компьютеров с 1 подключенным к нему принтером на шрифт Times New Roman Cyrillic обойдется ему в $ 24.

1. http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title =% D0% A8% D1% 80% D0% B8% D1% 84% D1% 82 & oldid = 7412290

2. Цитаты приведены из сайта http://slovari.yandex.ru.

3.Для «восприятие» текста ЭВМ важен не шрифт, а последовательность введенных кодов. Эти коды отображаются на экране в зависимости от установленного шрифта пользователя.
4. Заметим, что ранее суды последовательно отказывали в признании исключительного права на «произведения дизайна» - см., напр., Постановление ФАС Московского округа от 22.08.2006 № КГ-А40/7631-06 по делу № А40-23428/04-51- 319 / / СПС «Консультант Плюс».

5. Такая информация сообщается на сайте компании «ПараТайп» (http://www.paratype.com/fstore/fonts/Times-New-Roman-Cyrillic.htm), на сайте компании «Майкрософт» утверждается, что лицензию на шрифт Times New Roman издает компания «Ascender corporation» (http://www.microsoft.com/typography/fonts/font.aspx?FID=9&FNAME=Times% 20New% 20Roman).

6. http://www.microsoft.com/typography/faq/faq11.htm

7. Операционние системы, разработанные на базе Linux и распространяется бесплатно.

8. Полний аналог Microsoft Office, но что распространяется бесплатно.

9. http://sourceforge.net/projects/linuxlibertine.

10. http://www.paratype.com/fstore.

11. http://www.law.cornell.edu/copyright/regulations/202.1.html.

12. СЗ РФ. 2002. № 52 ч. 1. В. 5140.

13. Парций Я.Е. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О техническом регулировании». Подготовлено для СПС «Консультант Плюс» / / СПС «Консультант Плюс».

14. Загрузить его можно по адресу: http://www.thessalonica.org.ru/ru/index.html.

Источник: http://u.to/nfpvAQ

Просмотров: 1817 | Добавил: sasha_grachov | Теги: шрифт, авторское право на шрифт, авторское прав, объект авторского права | Рейтинг: 0.0/0