Приветствую Вас Гость | RSS

it-pravo.info

Суббота, 04.05.2024, 17:32
Главная » 2011 » Октябрь » 27 » Прокатное удостоверение
19:14
Прокатное удостоверение
В целях регулирования проката и показа фильмов на территории Российской Федерации, а также защиты обладателей прав на фильм и определения возрастной категории зрительской аудитории, законодательством предусмотрена обязательная регистрация кино- и видеофильмов. Документом, подтверждающим государственную регистрацию фильма, является прокатное удостоверение, содержащее определенные характеристики произведения, в том числе наименование фильма, год его выпуска, жанр, продолжительность и другие.

В предлагаемой Вашему вниманию статье речь пойдет о том, в каких случаях возникает обязанность по государственной регистрации фильмов и, в частности, телефильмов, как регистрация или её отсутствия влияет на сделки по передаче прав, а так же, об учете для целей налогообложения пошлины за регистрацию.

 

Федеральным органом исполнительной власти, в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 22 августа 1996 года № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» (далее – Закон 126-ФЗ), ведется регистрация фильмов, контроль за их использованием, а также выдача прокатных удостоверений на них. Прокатное удостоверение имеет индивидуальный номер и является документом, подтверждающим факт регистрации фильма в Государственном реестре кино- и видеофильмов, правомерность его использования на территории РФ, а также обладателя правом проката.  

При этом, сам Закон 126-ФЗ не устанавливает ни исключений в отношении каких-либо фильмов или способов их проката и показа на территории РФ, ни делегирует такого права иным законодательным или исполнительным органам власти. Вместе с тем, Закон 126-ФЗ не устанавливает и порядка ведения Государственного реестра, так же как и выдачи прокатных удостоверений.  

Как было указано выше, Закон 126-ФЗ предусматривает регистрацию фильмов в целях регулирования их показа и проката. В соответствии сост.3 Закона 126-ФЗ, показом фильма признается его публичная демонстрация, в том числе и трансляция по телевидению посредством передачи в эфир. Под прокатом, в смысле указанной нормы, понимается распространение фильма в любой форме и любыми способами. Таким образом, Закон 126-ФЗ, определяя общие цели и основания для регистрации фильмов, а именно, осуществление их показа и проката на территории РФ, не содержит каких-либо норм, исключающих обязанность организаций по регистрации и оформлению прокатного удостоверения в отношении фильмов, предназначенных для трансляции по эфирному телевидению.

Одновременно, в настоящее время в части, не противоречащей Закону 126-ФЗ, действует принятое ещё до его издания Постановление Совета Министров – Правительства РФ от 28.04.1993г. № 396 «О регистрации кино- видеофильмов и регулировании их публичной демонстрации» (далее – Постановление), которым утверждены порядок регистрации кино- и видеофильмов и правила оформления и выдачи прокатных удостоверений.

 В законодательных и иных нормативных актах не даётся ни определения «телефильм», ни характеристик его отличительных признаков. Вместе с тем, в п.1 Постановления содержится формулировка «кино- и видеофильмы, созданные для демонстрации по телевидению». На основании данной формулировки, и в отсутствие иных определений, мы исходим из того, что понятие «кинофильм» в смысле норм Закона 126-ФЗ и Постановления, включает, так же, и телевизионные фильмы, то есть кинофильмы, созданные для демонстрации по телевидению. 

В соответствии с положениями абзаца 1 п.1 Постановления, обязанность по регистрации распространяется на кино- и видеофильмы, предназначенные, для публичной коммерческой и некоммерческой демонстрации на киноустановках, в киновидеотеатрах, видеосалонах и других залах независимо от форм собственности, а также для трансляции по кабельному телевидению.

Исходя из формулировки «фильмы, предназначенные…», возникает неопределенность в трактовке данной нормы, а именно: применяется ли данная норма только к случаям использования фильма перечисленными способами или же ко всем фильмам, которые, наряду с иными способами могут использоваться и перечисленными способами.

Исходя из смысла первой трактовки, регистрации подлежат фильмы только в случае их использования (передачи прав на использование) на территории РФ данными способами. То есть, если права на такие, перечисленные, способы использования не передаются и не используются правообладателем самостоятельно, то регистрации фильма не требуется.

Во втором случае, факт наличия у резидента РФ прав на использование фильма на территории РФ указанными способами определяет возможность и предназначение фильма для такого использования. Принимая во внимание, что в силу п.2 ст.13 Закона РФ от 09.07.1993г. №5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (далее - ЗоАП) право на сообщение фильма по кабелю для всеобщего сведения возникает у изготовителя с момента заключения с авторами договора на создание фильма, то можно констатировать, что любое аудиовизуальное произведение, созданное отечественными изготовителями, изначально предназначено, в том числе, и для трансляции по кабельному телевидению.

Кроме того, в п.1 Положения о регистрации кино- и видеофильмах, утвержденного Постановлением, указано, что регистрации подлежат все кино- и видеофильмы российского, зарубежного и совместного производства, используемые в целях публичной коммерческой и некоммерческой демонстрации. Вместе с тем, согласно ст.3 Закона 126-ФЗ, публичная демонстрация может осуществляться в кинозале, по эфирному, кабельному и спутниковому телевидению. Однако, в вышеназванном Положении публичная демонстрация фильма, предполагающая обязанность по его регистрации, не ограничена исключительно демонстрацией в кинозале, а, следовательно, формально распространяется и на иные способы публичной демонстрации.

Так же, не содержится каких-либо ограничений в отношении способов публичной демонстрации фильма, требующих регистрации, и в абзаце втором п.1 самого Постановления, устанавливающем требования к передаче прав на фильмы по договору.

А именно, согласно абзацу 2 п.1 Постановления, в контексте понятий и определений Закона 126-ФЗ, организации, являющиеся в соответствии с законодательством РФ владельцами прав на фильмы (включая, права на трансляцию по кабельному телевидению), могут передавать право на их публичную демонстрацию каким-либо способом (в кинозале, по эфирному, кабельному или спутниковому телевидению) только после регистрации соответствующего фильма и получения прокатного удостоверения.

Одновременно, абзацем 3 п.1 Постановления установлено, что не подлежат регистрации фильмы, созданные телевизионными компаниями самостоятельно в целях демонстрации по телевидению или приобретенные для тех же целей.

Однако, указанная норма вступает в противоречие с иными нормами Постановления.

Во-первых, в соответствии с вышеупомянутыми определениями Закона 126-ФЗ демонстрация по телевидению включает демонстрацию как по эфирному и спутниковому, так и по кабельному телевидению. Однако Постановлением прямо определено, что демонстрация по кабельному телевидению может осуществляться только после регистрации фильма. Ввиду того, что кабельное телевидение является видом телевидения вообще, то в силу приоритета частной нормы над общей, приведённое выше освобождение от обязанности по регистрации фильма не может распространяться, как минимум, на кабельное телевидение и телекомпании, осуществляющие кабельное вещание.

Во-вторых, создание фильма, предназначенного для демонстрации по эфирному телевидению, одновременно предполагает возникновение у изготовителя прав и возможности его демонстрации по кабельному телевидению. То есть, фильм, созданный российским изготовителем для трансляции по эфирному телевидению, одновременно предназначен и для трансляции по кабельному телевидению, а, следовательно, подлежит регистрации.

В-третьих, согласно абзацу 2 п.1 Постановления правообладатель может передать организации телевидения права на публичную демонстрацию фильма только после его регистрации, следовательно, телекомпания не может приобрести права на фильм, предварительно не зарегистрированный в установленном порядке, так как правообладатель не имеет права их передать.

По нашему мнению, указанная норма, как исключение из общего правила, не вступает в прямое противоречие с нормами Закона 126-ФЗ и самого Постановления и теоретически может применяться только в отношении приобретения российской телекомпанией у иностранного правообладателя прав на передачу по эфирному телевидению зарубежного фильма.

 

Исходя из вышеизложенного, поскольку любой фильм потенциально предназначен для трансляции по кабельному телевидению, то, по нашему мнению, регистрации (с получением прокатного удостоверения) подлежат все фильмы, права на публичную демонстрацию которых на территории РФ принадлежат или передаются резидентам РФ. 

Следует отметить, что аналогичный вывод можно сделать и из ныне утратившего силу Положения о лицензировании деятельности, связанной с публичным показом кино- и видеофильмов (Постановление Правительства РФ от 19.09.1995г.).

В частности, подпунктом «б» пункта 14 данного Положения было прямо установлено, что телерадиовещательные компании обязаны иметь на все кино- и видеофильмы российского, зарубежного или совместного производства, предназначенные для публичной демонстрации, договор о приобретении прав на их использование, содержащий сведения о наличии прокатного удостоверения, выданного государственным регистром кино- и видеофильмов (с указанием его регистрационного номера и даты выдачи, возрастных ограничений и способов распространения фильма). Несмотря на то, что данное Постановление в 2001 году было отменено, однако в нем содержалась однозначная трактовка Правительством РФ неоднозначных норм, ранее изданного им же Постановления 1993 года № 396, а именно: фильмы, предназначенные для публичной демонстрации телекомпаниями, должны иметь прокатные удостоверения.

Так же, косвенным подтверждением обязанности по регистрации создаваемых в РФ фильмов является тот факт, что наличие прокатного удостоверения является обязательным условием получения на завершенный производством фильм удостоверения национального фильма (п.5 Приложения №6, утвержденного Приказом Минкультуры РФ от 27.09.2004 № 60 «Об утверждении положения о национальном фильме»).

В связи с тем, что нормативными актами (в частности, п.2 Постановления) регистрация фильма (наличие прокатного удостоверения) определено как обязательное условие для совершения сделки по передаче прав, то, формально, сделка, не удовлетворяющая указанному условию, может быть признана не соответствующей требованиям закона и иных правовых актов, что, в свою очередь, может повлечь ее недействительность (ст.168 ГК РФ). Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностьюЭто в свою очередь, предполагает обязанность каждой из сторон возвратить другой все полученное по сделке (п. 2 ст. 167 ГК РФ).

Вместе с тем, признание сделки ничтожной и применение последствий ее недействительности возможны только на основании судебного решения. При этом, требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом, в том числе, и контролирующими органами посредством подачи иска в суд на основании п. 2 ст. 166 ГК РФ и п. 11 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации». Срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года со дня начала исполнения этой сделки (п.1 ст.181 ГК РФ).

 

При оформлении прокатного удостоверения одним из условий его получения является уплата государственной пошлины (п.1 Правил оформления и выдачи прокатных удостоверений[1]). ).

В этой связи, относительно порядка отражения расходов в бухгалтерском учете и для целей налогообложения, связанных с уплатой государственной пошлины, необходимо заметить следующее.

В соответствии с пунктом 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденным Приказом Минфина РФ от 06.05.1999г. № 33н, в организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату прав на объекты интеллектуальной собственности, расходами по обычным видам деятельности считаются расходы, осуществление которых связано с этой деятельностью.

Таким образом, расходы, связанные с уплатой пошлины за выдачу прокатного удостоверения на кино- и видеофильмы, учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности и отражаются по дебету счета 20 «Основное производство» (Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000г. № 94н)[2]..

Одновременно, для целей налогового учета действует норма, установленная подп.1 п.1 ст.264 НК РФ, согласно которой к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством РФ порядке.

Поскольку, на основании ст.13 НК РФ государственная пошлина, уплачиваемая в соответствии с главой 25.3 «Государственная пошлина», относится к федеральным сборам, то рассматриваемый платеж при исчислении облагаемой базы по налогу на прибыль учитывается в составе прочих расходов.

 

 



[1] Утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 28.04.1993г. №396.

[2] Указанный порядок учета пошлины справедлив и в том случае, если аудиовизуальное произведение у Общества является объектом нематериальных активов. Данный вывод следует из того, что первоначальная стоимость нематериальных активов, созданных самой организацией, определяется как сумма фактических расходов на создание объекта, включая патентные пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств, и т.п. (п. 7 ПБУ 14/2000), однако наличие прокатного удостоверения лишь расширяет сферу использования создаваемого произведения, и не влияет на сам процесс производства, вследствие чего не может квалифицировать актив как завершенный или незавершенный производством.

 

Просмотров: 2394 | Добавил: sasha_grachov | Теги: прокатное удостоверение | Рейтинг: 0.0/0