Приветствую Вас Гость | RSS

it-pravo.info

Суббота, 04.05.2024, 06:24
Главная » 2011 » Декабрь » 20 » Александр Панов: "Если ты первый на рынке, то тебя могут принять за монополиста
21:04
Александр Панов: "Если ты первый на рынке, то тебя могут принять за монополиста
Генеральный директор RU-CENTER Александр Панов о решении суда по иску RU-CENTER к ФАС, новых правилах регистрации доменов, сделке с Hosting Community, а также о том, почему не прав Координационный центр домена RU - в интервью ТАСС-Телеком.

ТАСС-Телеком | Александр Панов: "Если ты первый на рынке, то тебя могут принять за монополиста" http://tasstelecom.ru/interview/one/3009#ixzz1h5j24Guy

- Стало ли неожиданностью для участников рынка признание судом требований Федеральной антимонопольной службы к RU-CENTER необоснованными?
- Решение суда не стало неожиданностью. На заседаниях ФАС я озвучивал нашу позицию, которая заключается в том, что можно очень много кричать и муссировать любую тему, но нарушение законодательства либо есть, либо его нет. В данном случае его не было изначально. Суд, разбирая столь нашумевшее "дело о доменах", принял закономерное решение, опираясь на букву закона, а не на выводы тех или иных комиссий.
- Тогда почему в компании RU-CENTER все еще видят монополиста доменного рынка?
- Далеко не все так считают. Особенно те, кто знаком с системой распределенной регистрации доменных имен, которой в России в этом году исполнилось 10 лет. Хотя, очевидно, что если ты первый и твоя доля рынка превышает долю многих остальных игроков, то впечатление о тебе, как о монополисте, вполне может сложиться. Да и то, только если речь идет о национальных доменных зонах. Действительно, в российских доменах RU, SU и РФ всего два десятка аккредитованных регистраторов. Всех участников рынка можно разделить на несколько категорий: профессиональные регистраторы и регистраторы, для которых деятельность по регистрации доменов не является профильным направлением. Профессиональных регистраторов единицы, кстати, ICANN аккредитованных регистраторов, предоставляющим  клиентам услуги по регистрации доменных имен в международных доменных зонах, в нашей стране всего 3, и RU-CENTER – опять же исторически первый ICANN аккредитованный российский регистратор. И вот если говорить о международных доменных зонах, то на мировом рынке доменов мы хоть и заметный игрок, но далеко не первый. Российский рынок регистрации доменов складывается из двух сегментов: регистрации имен в национальных доменах и в международных доменах. Поэтому о какой-либо монополии здесь говорить не приходится.
- Вы ожидаете встречных действий от ФАС?
- Да, конечно. Некоторые члены комиссии, участвовавшие в заседаниях ФАС, открыто обсуждают с заявителями на публичных интернет-форумах то, как они будут бороться с нами. В этой связи хотелось бы публично, через прессу, напомнить отдельным сотрудникам ФАС, что любое административное наказание, по какой бы причине оно ни налагалось на юридическое лицо, не может иметь своей целью подрыв деловой репутации. Все подобные ситуации должны рассматриваться с соблюдением как действующего законодательства, так и общепринятых норм деловой этики. Что касается дальнейшего развития ситуации, то будет неудивительно, если ФАС пойдет в апелляционные и кассационные инстанции - это просто на уровне их инструкции.
- Какие выводы в итоге сделал суд?
- Надо отметить, что суд учел доводы, которые мы приводили ранее на заседаниях ФАС. Во-первых, услуга владения доменом ничем не отличается от услуги администрирования: пользователь получает полноценный доступ и контроль над своим именем. Различие лишь в том, присутствуют ли данные этого пользователя в реестре Координационного центра домена .RU или нет. Во-вторых, все договоры, которые заключала компания RU-CENTER с другими регистраторами, являются стандартными, и все заявки, которые отправлялись на их основе от компании RU-CENTER, исполнялись в порядке общей очереди, как правило, последними. В-третьих, действия компании были продиктованы ситуацией на рынке, и она действовала в интересах своих клиентов, получив только более 135 тыс. предварительных заявок на регистрацию доменов .РФ. В-четвертых, основные запреты и технические ограничения, существовавшие на тот момент со стороны КЦ, не являются ни технически, ни юридически обоснованными.
- Скажите, когда RU-CENTER войдет в состав группы компаний Hosting Community?
- Сделка состоит из нескольких этапов и будет закрыта до конца этого года.
- Повлиял ли скандал, связанный с регистрацией доменных имен в зоне .РФ, на ее ход?
- Он повлиял на структуру сделки: при подготовке соответствующих документов мы рассматривали дело с ФАС как риск. Но, обращаю внимание на важное обстоятельство, сделка была намечена еще до начала скандальных событий вокруг старта открытой регистрации доменов .РФ.
- В одном из интервью вы говорили, что сделка будет считаться завершенной, когда все сайты, зарегистрированные на АНО "РСИЦ" (Региональный Сетевой Информационный Центр) перейдут на ЗАО "РСИЦ". Сколько сайтов осталось перевести?
- Ноль. В данном случае нас интересовало отсутствие конкурента в лице АНО "РСИЦ". Процесс ликвидации уже происходит без нас, потому что мы свою контрольную точку по сделке увидели.
- По поводу конкурентов: "Мастерхост"и REG.RU объявили о слиянии. Таким образом, получается, что на рынок выйдут две большие компании?
- Подобные вещи никогда не происходят внезапно. Я знаю, что выход Леонида Филатова из "Мастерхост" готовился не меньше трех лет. Сейчас происходит укрупнение рынка. И такая консолидация благотворно скажется на потребителях, так как формирование больших компаний способствуют улучшению качества предоставляемых а рынке регистрации доменов и хостинга услугКроме того, крупные компании являются более надежными, что немаловажно, когда речь идет о таких важных инфраструктурных для любого интернет-проекта элементах, как доменное имя  и хостинг. 
- Почему у регистратора RU-CENTER не сложились отношения с Координационным центром? Ведь организации не являются конкурентами и должны работать в одном направлении.
- Не возьмусь говорить о взаимоотношениях КЦ с RU-CENTER, которые существовали до прихода группы компаний Hosting Community. Но, с моей точки зрения, основная проблема КЦ в том, что они пытаются позиционировать себя как министерство доменов, а не быть координатором рынка. КЦ – это не государственный регулятор. Правила, устанавливаемые КЦ, с точки зрения законодательства, лежат в сфере гражданско-правовых отношений  и не могут стоять выше Гражданского кодекса и подзаконных актов.
- Вы затронули тему новых универсальных Правил для доменных зон .RU/.РФ., которые вступили в силу 11 ноября этого года. Вы выступали против их принятия.
- Новые Правила - это худший документ за всю историю существования системы регистрации, который в очередной раз показывает, что некоторые представители КЦ забывают, что данная организация не является законодателем. Любые правила должны отвечать интересам рынка, а не создавать дополнительные проблемы его участникам. Более того, документ должен быть работоспособным.
- А сейчас вы его таковым не считаете?
- Нет. Как член Совета КЦ я голосовал против принятия новых Правил, но с перевесом в один голос при очень серьезной "до крика" поддержке документа со стороны руководителя КЦ документ Советом был все же принят. Вступил в силу 11.11.11 он лишь частично. Накануне этой даты состоялось совещание регистраторов, на котором выяснилось, что вопрос с SMS откладывается на март, а жизненный цикл домена, прописанный в правилах, вовсе противоречит Гражданскому кодексу. За сутки до вступления документа в силу Координационному центру пришлось часть положений правил "замораживать". К тому же, так как в новых Правилах нет раздела о судебных спорах, было предложено руководствоваться старыми нормами. Напрашивается вопрос: у нас есть документ или нет? Если на момент принятия документ сразу нуждается в доработке, тогда зачем его принимать? Правила просто не готовы.
- Что вы думаете о еще одном проекте КЦ - "Виртуальный регистратор"?
- Я выступаю категорически против подобного проекта. Конечно, данный продукт нужен рынку, и спрос рождает предложение. Но, работая с рынком регистрации доменных имен, имея дело с различным программным обеспечением, могу сказать следующее - стоимость подобного продукта нельзя назвать несущественной. Если рассматривать себестоимостьсоздания и поддержки проекта "Виртуальный регистратор", то минимальный ценовой порог, который мог бы себе позволить "Технический Центр Интернет" (ТЦИ), колеблется от 30 до 50 рублей за одну операцию. Помимо этого возникают вопросы по окупаемости: тут надо считать количество доменных имен, которые поддерживаются. При тех ценах, которые предлагает в настоящий момент ТЦИ, налицо грубое нарушение закона о конкуренции: это установление и удержание монопольно низких или высоких цен, которые ни технически, ни юридически, ни экономически не обоснованы. В свое время я предлагал как КЦ, так и ТЦИ выносить подобные проекты в отдельные кампании или в отдельный бюджет финансирования, но это не было услышано. Должен заметить, что данный проект нарушает закон лицензирования отдельных видов деятельности. По сути это SaaS-приложение, содержащее персональные данные пользователя. Таким образом можно сказать, что ТЦИ занимается предоставлением услуг по защите информации, на что у них нет лицензии. И в добавок к этому зададимся вопросом: где ТЦИ взял деньги на разработку и поддержку подобных вещей?
- Где?
- Из денег, которые ему платят регистраторы за доступ к реестру доменов. И за деньги действующих регистраторов ТЦИ и КЦ создают собственного нового конкурента этим регистраторам. Парадокс.
- В целом вы не одобряете инициативы КЦ. Тогда какими будут ваши предложения по улучшению работы рынка доменных имен?
- Определенные алгоритмы работы и алгоритмы принятия решений КЦ должны быть реформированы. Чем дальше, тем больше это становится понятно. Должен быть изменен порядок работы над ключевыми документами: описание технического задания при разработке новых или совершенствовании действующих документов должно быть максимально прозрачным и понятным. После этого берется лучшая профессиональная юридическая группа, возможно внешняя - средств у КЦ на это достаточно - и на основании этого вырабатываются либо поправки, либо пишутся новые документы. Именно документы, потому что те же самые Правила регистрации - это один из документов системы. Далее необходимо внутри КЦ наладить информирование всех заинтересованных лиц о том, что за документ разрабатывается, для чего и как он будет работать. Также необходимо совершать маркетинговые шаги, направленные на популяризацию и продвижение товара: для начала составить полноценный SWOT-анализ, далее запустить фокус-группу, кроме того необходимы постановка четких целей и описание стратегии.
- Мы еще не касались такой важной темы, как вторичный рынок доменных имен. Какая ситуация сложилась на данный момент?
- На сегодняшний день ни одна из крупных регистратур не регулирует вторичный рынок. Попытка регистратур взять под контроль этот сегмент рынка сводится главным образом к тому, что они монетизируют этот ресурс, продавая, например, регистратору квоты за доступ к реестру в момент регистрации освобождающихся доменов. А освобождающиеся имена - это ограниченный ресурс, на который претендует большое количество пользователей (разумеется, если речь идет о привлекательных по тем или иным показателям доменах). Дальше возникает следующий вопрос: кого мы считаем достойным пользователем? Того, кто готов вложить в данный проект деньги, выкупив данные доменные имена. То есть в качестве средств распределения мы рассматриваем ценовую дискриминацию, а в качестве средств ограничения мы рассматриваем техническую дискриминацию. Первое, с одной стороны, приводит к повышению цены для пользователя, с другой - мы с гарантией получим пользователя, который будет применять доменное имя по прямому назначению. Если мы идем по пути технической дискриминации, то мы получим в качестве пользователя более опытного программиста или команду программистов, которые легко "захватят" пул интересных доменов чаще всего с целью последующей выгодной перепродажи. Новые Правила, увы, сводят конкуренцию на вторичном рынке именно к этому пути. С моей точки зрения, это категорически неприемлемо.
- Каким образом можно обеспечить рост числа доменных имен, и какова будет цена вопроса для пользователей?
- Для того чтобы обеспечить рост числа доменных имен, надо стимулировать сам рынок, а не увеличивать количество регистраторов. Что касается цен на услуги регистрации доменов, то на сегодняшний день пользователю доступен весь ценовой диапазон. Если пользователь хочет, чтобы за него все сделали и оказывали высококлассную поддержку, то платить придется больше. Если для клиента технически все понятно, он может воспользоваться более дешевым вариантом. В общем, доменное имя для конечного пользователя по стоимости обойдется как бокал хорошего пива, и это стоимость за год. И как бы это цинично не звучало: у кого нет этих денег, у того обычно нет и доступа в интернет. Любой человек, у которого есть интерес к интернету, всегда найдет и 100, и 1000 рублей для адреса своего сайта. Таким образом, установившиеся на рынке регистрации доменов цены не являются тормозом для развития.
 
Полина Иваницкая

Просмотров: 471 | Добавил: sasha_grachov | Теги: ФАС, Александр Панов, RU-CENTER | Рейтинг: 0.0/0