Одним из самых сложных вопросов в антимонопольном законодательстве яв- ляется оценка эффекта вертикальных соглашений. Экономическая теория и практика говорят о том, что многие вертикальные соглашения оказывают неоднозначный эффект на конкуренцию и потребителей. Соглашения, кото- рые в одних случаях могут приводить к ограничению конкуренции, в иных случаях могут ее стимулировать. В странах с развитым уровнем антимонопольного за- конодательства этим вопросам посвящены многостраничные пояснительные документы и, так называемые, наборы лучших практик. Важность этих вопросов нельзя недооцени- вать и в российской правоприменительной практике. Статья Захарова и Ракер отражает тонкую грань между антиконкурентными и проконкурентными эффектами основных типов вертикальных соглашений, на примере конкретных антимонопольных расследо- ваний в России и других странах. Представляется, что результаты их анализа будут чрезвычайно полезны российским компаниям, которые хотели бы избежать ошибок непреднамеренного нарушения антимонопольного законодательства.
|